Согласование перепланировок
в Москве с комфортом
hello@akb-project.ru
Укажите контактный номер телефона, мы обязательно перезвоним Вам и поможем с решением Вашего вопроса!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
СТАТЬИ

Нормы СанПиН и СП для школ и университетов в 2020 году

Поговорим о частных образовательных учреждениях, о 1000 и 1 норме, предъявляемой к ним, и о том, как с самого начала всё сделать правильно, в этой статье.
Частные образовательные учреждения — это одна из самых прибыльных бизнес-сфер на данный момент. Но так ли просто открыть такой бизнес? На этот и многие другие вопросы вы найдете ответы в нашей статье!
Какие нормы действуют для общеобразовательных учреждений?
Образовательное учреждение (далее ОУ) — это организация, осуществляющая образовательный процесс и обеспечивающая содержание и воспитание обучающихся.

К таким относятся начальные, основные, средние и полные школы (а также лицеи, гимназии), университеты. Особенность всех этих организаций в том, что реализуют свои образовательные программы они по стандартам, установленным государством.

Хорошая новость в том, что государство стандартизирует не только образовательную программу, но и нормы ведения данного бизнеса. Плохая в том, что вам нужно их соблюдать :)

На самом деле, плохого в этом ничего нет — ведь это практически пошаговая инструкция по открытию такого бизнеса. В ней разбирается множество подводных камней, дается множество советов. Но их несоблюдение, конечно, влечет за собой ощутимые санкции.

Как правило, чтобы избежать проблем с надзорными органами и изначально эффективно распределить инвестиции, перед открытием любого бизнеса разрабатывается проектная документация. Один из важнейших ее разделов — Технологические решения (ТХ) проектной документации.
Нормы СанПиНа для общеобразовательных учреждений
Технологические решения для школ и университетов разрабатываются на основе соответствующей нормативной документации. В первую очередь это "стандартный" (который подходит для большинства сфер) СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения».

Но в случае открытия общеобразовательного учреждения стоит обратить внимание на еще один документ, который разработан именно для этого направления.

Регулирует охрану здоровья обучающихся (в первую очередь) в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".

Данный СанПиН регламентирует санитарно-эпидемиологические требования к:

  1. Размещению общеобразовательного учреждения — подбору здания на подходящей территории;

  2. Организации необходимых условий для эксплуатации помещений учреждения — водоснабжения, канализации, освещения, воздушно-теплового режима, а также оборудованию помещений всем необходимым;

  3. Формированию надлежащего режима образовательного процесса;

  4. Организации медицинского обслуживания обучающихся;

  5. Санитарному состоянию и содержанию учреждения, а также необходимых к соблюдению санитарных норм и правил.

Разберемся со всеми основными пунктами по порядку!


Общие положения данного СанПиНа
В первую очередь, стоит обратить внимание на то, что данный документ разделяет образовательные программы на 3 уровня:

  • I ступень образования — начальное общее образование;

  • II ступень — основное общее образование;

  • III ступень — среднее (полное) общее образование.

Важно это как минимум потому, что для разного уровня образовательных программ существуют свои особенности к организации.

Еще один очевидный (казалось бы) и важный момент: образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством РФ (в этом, кстати, мы тоже с радостью поможем). И одним из условий для получения заветной лицензии является представление соискателем санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, территорий, помещений, оборудования и иного имущества, режима образовательного процесса, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления образовательной деятельности.

То есть, для получения соответствующей лицензии необходимо ответственно отнестись к подготовке проектной документации (и ее соблюдению в будущем).
требование №1
Требования к размещению общеобразовательных учреждений
Размещать общеобразовательные учреждения разрешено в зданиях, которые:
1
Находятся на земельном участке, соответствующем санитарным правилам;
2
Размещаются в зоне жилой застройки;
3
Находятся в отдалении от заводов, гаражей, автостоянок, автомагистралей, метрополитена и других потенциально опасных территорий.
Еще один важный нюанс — через территорию организации не должны проходить магистральные инженерные коммуникации городского (сельского) назначения: водоснабжения, канализации, теплоснабжения, энергоснабжения.

Также необходимо предусмотреть обеспечение допустимого уровня шума и загрязнения атмосферного воздуха на территории учреждения, согласно требованиям СанПиНа.

И, конечно, важно обеспечить пешеходную доступность учреждения для будущих учеников — их время в пути не должно превышать 30 минут.

Именно поэтому такие организации обычно располагаются в каждом районе города и ориентируются на людей, проживающих рядом.


требование №2
Требования к территории
Территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена. Озеленение должно предусматриваться как минимум на половине площади территории.

Также, на территории организации важно предусмотреть следующие объекты:
1
Зона отдыха (для организации подвижных игр и отдыха обучающихся);
2
Физкультурно-спортивная зона (для выполнения программ учебного предмета "Физическая культура", что довольно логично);
3
Хозяйственная зона (располагается со стороны входа в производственные помещения столовой и должна иметь отдельный въезд);
4
Зона сбора мусора (оборудованная специальными контейнерами);
5
Допускается выделение учебно-опытной зоны
Расположение на территории построек и сооружений, функционально не связанных с общеобразовательным учреждением, не допускается!
требование №3
Требования к зданию
Данный пункт стандартизирует:
1
Требования к архитектурно-планировочным решениям (например, выделение в отдельный блок учебных помещений начальных классов с выходами на участок);
2
Использование цокольных этажей и подвальных помещений под учебные помещения (сразу забудьте про эту идею — все запрещено);
3
Необходимое количество помещений и площади здания в соответствии с вместимостью учреждения;
4
Оборудование гардероба (все просто — размещается на первом этаже здания, для каждого класса выделяется отдельное место, оснащается вешалками для одежды и ячейками для обуви);
5
Закрепление за каждым классом отдельное учебное помещение (правила адаптируются под соответствующую ступень образования);
6
Оборудование специальных кабинетов — лабораторий, спортивных залов, бассейнов, санузлов.
Особые правила предстоит соблюсти при открытии интерната — данный пункт СанПиНа регламентирует необходимый состав помещений.
требование №4
Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений
Данный пункт содержит все основные требования, которые необходимо выполнить еще на этапе разработки проекта.

В нем разбирается:
1
Как оборудуются помещения и какое оборудование можно использовать (например, можно использовать только специальные парты. Да что там парты, стандартизируется даже подбор учебных досок!);
2
Как маркируется оборудование;
3
Какие помещения необходимо предусмотреть при открытии общеобразовательной организации.
требование №5
Требования к воздушно-тепловому режиму
Здания ОУ оборудуют системами централизованного отопления и вентиляции, которые должны соответствовать нормам проектирования и строительства жилых и общественных зданий.

Температура воздуха в зависимости от климатических условий также должна быть оптимальной:
1
В учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе — 18-24 градусов C;
2
В спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских — 17-20 градусов С;
3
В спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната — 20-24 градусов С;
4
В медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала — 20-22 градусов С;
5
В душевых — 25 градусов С.
Соответственно, для контроля температуры все помещения должны быть оснащены бытовыми термометрами.

Для поддержки необходимого уровня температуры проектируется соответствующие инструменты вентиляции и отопления.

Отдельные системы вытяжной вентиляции следует предусматривать для следующих помещений: учебных помещений и кабинетов, актовых залов, бассейнов, тиров, столовой, медицинского пункта, киноаппаратной, санитарных узлов, помещений для обработки и хранения уборочного инвентаря, столярных и слесарных мастерских.
требование №6
Требования к естественному и искусственному освещению
Уровни естественного и искусственного освещения в дошкольных образовательных организациях должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

Проект должен содержать расчеты о том, что естественного света будет достаточно, или, о необходимости использования искусственного освещения.

В данном пункте вам откроется совсем другое значение поговорки "Учение — свет..." — правил его организации действительно много.

Что важно учесть:
1
Для разных помещений необходимо разное освещение, например, для актовых и спортивных залах необходимо двустороннее боковое естественное освещение, а для библиотеки подойдет оснащение искусственным светом;
2
Учебные помещения должны быть оборудованы в соответствии с нормой светового коэффициента (СК — отношение площадки остекленной поверхности к полу). СК должен быть не меньше, чем 1:6;
3
Для разных помещений необходим разный свет — теплый или холодный, мощный или слабый.
требование №7
Требования к водоснабжению и канализации
Холодным и горячим централизованным водоснабжением обеспечиваются помещения общеобразовательного учреждения:
1
помещения пищеблока, столовая и буфетные;
2
душевые, умывальные и кабины личной гигиены;
3
помещения медицинского назначения;
4
мастерские трудового обучения;
5
кабинеты домоводства;
6
помещения начальных классов;
7
кабинеты рисования, физики, химии и биологии;
8
лаборантские;
9
помещения для обработки уборочного инвентаря.
При отсутствии централизованного водоснабжения в здании необходимо обеспечить беспрерывную подачу холодной воды и установить систему ее подогрева.

И еще один важные момент: в зданиях общеобразовательных учреждений система канализации столовой должна быть отдельной от остальной и иметь самостоятельный выпуск в наружную систему канализации.
Через производственные помещения столовой не должны проходить стояки системы канализации от верхних этажей!
требование №8
Требования к помещениям и оборудованию ОУ, размещенных в приспособленных зданиях
Размещение общеобразовательных учреждений в приспособленных помещениях возможно на время проведения капитального ремонта (реконструкции) основных зданий общеобразовательных учреждений.

При размещении общеобразовательного учреждения в приспособленном здании необходимо иметь обязательный набор помещений: учебные классы, помещения для организации питания, помещения медицинского назначения, рекреацию, административно- хозяйственные помещения, санузлы, гардероб.
требование №9
Гигиенические требования к режиму образовательного процесса
Данный пункт — просто кладезь полезных советов для того, кто открывает бизнес в сфере образования.

В нем рассказывается о том, с какого возраста можно принимать детей в ОУ, сколько человек должно быть в классе, сколько уроков в день может проводиться.

Задача данного пункта — организовать образовательный процесс так, чтобы учащиеся не переутомлялись, но в то же время успевали освоить всю надлежащую программу.
требование №10
Требования к организации медицинского обслуживания обучающихся и прохождению медицинских осмотров работниками ОУ
Выделим 3 самых важных пункта:
1
Во всех ОУ должно быть организованно медицинское обслуживание учащихся;
2
Медосмотры должны проводиться регулярно, как у детей, так и у работников организации;
3
Классные руководители должны вести лист здоровья своих подопечных.
требование №11
Требования к санитарному содержанию территории и помещений
Так как данный вид деятельности предполагает работу с детьми, особое внимание необходимо уделять поддержанию чистоты во всех помещениях ОУ.

В первую очередь — должна проводиться ежедневная влажная уборка всех помещений, а также ежемесячная генеральная уборка. Помимо кабинетов необходимо очищать вентиляционные решетки, дезинфицировать общие помещения (особенно тщательно — уборные и медицинский кабинет), вывозить мусор.
требование №12
Требования к соблюдению санитарных правил
И, конечно, завершающий пункт данного СанПиНа. Он напоминает, что ответственным лицом за организацию и полноту выполнения всех санитарных правил является руководитель ОУ.
Как открыть образовательное учреждение, изначально соответствующее всем нормам?
Именно об этом мы говорили в самом начале статьи — перед открытием бизнеса необходимо ответственно подойти к разработке проектной документации, а особенно разделу "Технологических решений". Ведь на его основе проходит проектирование всех смежных разделов, будь то электрика, вентиляция, водоснабжение или водоотведение.

Подготовка проектной документации помогает бизнесу заранее продумать план помещений и подготовиться к организации эффективной работы.

Задачей специалиста-технолога на данном этапе является:
1
Описание технологических решений организации работы общеобразовательного учреждения;
2
Согласование планировочных решений с заказчиком с учетом требований нормативной документации;
3
Расчет вместимости и наполняемости каждой из групп, а также необходимой площади помещений и учебных зон;
4
Подбор и расстановка технологического оборудования;
5
Расчеты количества образующихся отходов от технологических процессов;
6
Выдача заданий на проектирование смежных разделов.
Теория и практика в обучении
Учителю, как никому иному, известно о том, какую важность носит правильная и системная подача материала на уроках. Каждая следующая тема должна быть основана на уже изученном ранее материале, а изученная теория должна быть в полной мере подкреплена практикой. Все это образует систему обучения, продуктом которой являются четко структурированные знания в умах учеников. В этом плане система обучения ничем не отличается от технологии организации процесса обучения в учебном заведении.

Для функционирования любой системы, прежде всего, нужно ее правильно спроектировать. Для заказа проекта технологических решений, консультации или аудита уже существующего, оставьте заявку в форме ниже или позвоните по телефону +7(499)938-57-10, все консультации бесплатны.
Читайте также и другие наши статьи:
На сайте нет ответа ?
Оставьте номер, мы перезвоним и во всем разберемся.
Найдем ответ на Ваш вопрос. Консультация - 0 руб.